|
РОСТ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА И ЗАРОЖДЕНИЕ РАБОЧЕГО ДВИЖЕНИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. Цели урока: — подчеркнуть значение технических изобретений первой половины XIX в. для развития промышленного производства; — показать на конкретных примерах использование парового двигателя в промышленности и на транспорте; — указать социальные последствия промышленной революции; — охарактеризовать положение буржуазии и рабочего класса; — рассмотреть особенности рабочего движения в Германии и Франции; — выявить причины и результаты чартистского движения в Англии. Вопросы для повторения 1) Что такое промышленный переворот? Где и когда он начался? 2) Какое предприятие называется фабрикой? отдельные операции и работу выполняют наемные рабочие, полу-чающие за свой труд заработную плату. 3) Кто и когда изобрел универсальную паровую машину? Какое значение имело это изобретение? Ответ. Паровые машины разрабатывались одновременно несколькими изобретателями и в разных странах. Модель универсального парового двигателя предложил английский изобретатель Дж. Уатт. В 1784 г. он запатентовал паровую машину двойного действия, которая использовалась во многих странах мира в течение нескольких десятилетий. Первоначально паровой двигатель Уатта применялся на угольных шахтах и на текстильных фабриках. 4) Где и когда рабочие впервые выступили против существовавших на фабриках порядков? Ответ. С появлением машинного производства началась борьба наемных рабочих за свои права. Первые проявления рабочего движения носили стихийный характер. Источником своих бед рабочие считали станки. Примерно с 60-х гг. XVIII в. в Англии стали происходить выступления «разрушителей машин», которые считали своим предводителем некоего Неда Лудца, испортившего ненавистный ему станок. Эти выступления стали особенно массовыми в начале XIX в. и получили название движения луддитов. План изучения темы 1. Новый этап промышленного развития. 2. Формирование пролетариата и рабочее движение. 3. Рабочее движение в Англии. 1. Новый этап промышленного развития Пояснения учителя. Анализируя достижения промышленной революции первой половины XIX в., можно выделить следующие направления технического прогресса: — революция в развитии транспорта; — появление новой отрасли — машиностроения; — начало технического переворота в сельском хозяйстве. Рассмотрим эти направления подробнее.
Революция в развитии транспорта Новые транспортные средства Дата изобретения и его автор Значение изобретения Пароход В 1807 г. изобретатель Роберт Фултон испытал первый пароход «Клермон». В 1819 г. почтовый пароход «Саванна» более чем за 20 дней пересек Атлантический океан Плавание перестало зависеть от ветра и течения. Выросли скорости перемещения по воде Паровая повозка Ричард Тревитик сконструировал паровой двигатель повышенного давления, работавший «на выхлоп». В 1801 г. он продемонстрировал первую паровую повозку. В1803 г. изобретатель проехал по улицам Лондона на большой безрельсовой паровой машине Использовались в Лондоне для перевозки пассажиров. Стали прообразом паровозов и автобусов Паровоз и железная дорога В 1814 г. Джордж Сте-фенсон создал первый паровоз, конструкция которого нашла практическое применение и в дальнейшем совершенствовалась. В 1830 г. при его активном участии была построена первая железнодорожная линия длиной 50 км, соединившая текстильный центр Манчестер с портом Ливерпуль (см. иллюстрации на с. 83—84 учебника) Резко возросли объемы и скорости грузовых перевозок. Железные дороги связали города, расположенные далеко от речных и морских путей. Облегчились экономические и торговые связи между регионами. Возрос спрос на уголь, железо и чугун, что способствовало быстрому развитию металлургии. Появилась новая отрасль — паровозостроение Комментарий к портрету (с. 82 учебника) Сообщение ученика. Роберт Фултон (1765-1815) Великий изобретатель был сыном разорившегося американского фермера и окончил только начальную школу. Роберт сменил в юности много профессий, он был учеником ювелира, чертежником, живописцем. Увлекшись идеей применить паровую машину на корабле, Фултон отправился в Европу. В 1803 г. он приступил в Париже на реке Сене к испытанию своего первого парохода, на который была установлена паровая машина Уатта, взятая напрокат у знакомого. Испытания оказались неудачными, и судно со всем оборудованием пошло ко дну. Спасая двигатель, Фултон сильно простудился. Несколько месяцев спустя изобретатель возобновил работу, и испытания закончились успехом. Свое изобретение Фултон предложил Наполеону, но тот не увлекся этой идеей. Не удалось Фултону заинтересовать и английское правительство проектом подводной лодки «Наутилус». После неудач в Европе Фултон вернулся в Америку и там осуществил свой план. Только за первый год эксплуатации пароход «Клермон» принес изобретателю 16 млн долл. дохода. Комментарий к портрету (с. 83 учебника) Сообщение ученика. Джордж Стефенсон (1781-1848) Джордж Стефенсон был сыном кочегара и до 18 лет не знал грамоты. Все необходимые технические и научные знания он своил самостоятельно. Работая механиком наугольном рудни-°е Стефенсон предложил своему хозяину проект паровоза, и в А^4 г. появился паровоз «Блюхер», перевозивший груз весом 30 т со скоростью 6 км/ч. Первый паровоз оказался нерентабельным и не мог конкурировать с лошадьми. Изобретатель упорно продолжал совершенствовать его конструкцию и железнодорожный путь, доказал необходимость перестройки существовавших конных рельсов. Стефенсон создал несколько паровозов, в том числе и «Ракету» для железной дороги Манчестер — Ливерпуль. Появление машиностроения Первые станки и механизмы мастера и механики делали вручную. Возрастающая потребность в станках, машинах, двигателях привела к образованию новой отрасли, производящей станки и оборудование, — машиностроения. Сложилась система стандартов, обязательных требований к совместимости узлов и деталей, их качеству. Важнейшим достижением машиностроения стало создание металлорежущих станков с механическими держателями для резца _ суппортами. Около 1800 г. английский изобретатель Генри Модели сконструировал токарный станок из металла. Усовершенствованный станок Модели получил широкое распространение. В начале XIX в. появились также фрезерный, строгальный и карусельный станки. Обратимся к иллюстрации «Паровой молот» (с. 90 учебника). На протяжении XIX столетия в машиностроении господствовал паровой молот, имевший огромное значение в технологии изготовления изделий из железа. Паровые молоты достигали колоссальных размеров. Молот «Фриц» на военном заводе Крупа весил 50 т. Начало технического переворота в сельском хозяйстве В сельском хозяйстве технические средства внедрялись медленнее, чем в промышленности и на транспорте. В мелком крестьянском хозяйстве использовался в основном ручной труд, технические изобретения были недоступны. Первые сельскохозяйственные машины стали применяться в экономически развитых странах и преимущественно в крупных хозяйствах. Отдельные энтузиасты пытались подключать к паровому двигателю молотилки, мельницы, плуги (см. иллюстрацию на с. 90 учебника). Во второй половине XIX в. появились первые трактора (см. иллюстрацию на с. 85 учебника). Обратимся к иллюстрации «Лаборатория Ю. Либиха» (с. 85 учебника). Для развития сельского хозяйства большое значение имели труды немецкого химика Юстуса Либиха. Его работа «Химия в ее приложении к земледелию и физиологии» обосновала полезность применения химических удобрений, изменила существовавшие агротехнические представления. Подведем итоги. Страны, в которых произошел промышлен-ый переворот и появилась машиностроительная отрасль, составили группу индустриальных стран. Это Англия, Франция, США, рермания. В этих странах ведущим сектором экономики стала промышленность. Промышленный переворот затронул не только производство, но и все сферы общества. Облик промышленных стран быстро менялся. Центрами деловой и политической жизни стали города, число которых быстро увеличивалось. Для закрепления пройденного материала и перехода к следующему разделу темы можно использовать следующую схему. Две стороны промышленного переворота ТЕХНИЧЕСКАЯ СОЦИАЛЬНАЯ Машинное производство. Вытеснение ручного труда. Паровая энергетика. Машиностроение. Развитие транспорта и связи. Внедрение в производство достижений науки и техники Формирование классов буржуазии и пролетариата. Урбанизация (рост числа городов). Социальные противоречия. Рабочее движение. Расслоение крестьянства 2. Формирование пролетариата и рабочее движение При изучении данного вопроса можно использовать тексты документов и иллюстрации в учебнике, которые характеризуют положение в обществе буржуазии и пролетариата. Учащиеся могут самостоятельно составить небольшие рассказы об образе жизни и быте различных слоев буржуазного общества. Пояснения учителя. С развитием промышленности в социальной структуре общества происходят значительные изменения. На смену сословиям приходят классы индустриального общества. Принадлежность к классам определяется не фактом рождения, а родом занятий или способом получения дохода. В индустриальную эпоху формируются два основных класса — буржуазия и рабочий класс. Буржуазия является организатором производства и собствен-ником фабрик, заводов, банков, железных дорог. Получая огромные прибыли, буржуазия становится самым обеспеченным слоем общества. В городах появляются богатые кварталы и роскошные дома с присущими им бытом и культурой (см. иллюстрации на с. 89 учебника). На противоположном полюсе индустриального общества складывается массовый слой наемных работников — рабочих, или пролетариев. За свой труд рабочие получали заработную плату. Это являлось единственным источником их доходов. Материальное положение рабочих в первой половине XIX в. было тяжелым. Продолжительность рабочего дня составляла 12—14 часов, заработной платы едва хватало на удовлетворение скудных потребностей семьи. Рабочие кварталы располагались на окраинах городов (см. иллюстрации на с. 88 учебника). Заработная плата женщин и детей была в 2—3 раза меньше, чем у мужчин. В периоды экономических кризисов увеличивалось число безработных, условия найма ухудшались. С началом промышленной эпохи борьба рабочих за улучшение своего положения стала важным фактором общественной жизни. С каждым десятилетием рабочее движение приобретало все большую организованность, его участники выдвигали не только экономические, но и политические требования. Борьба рабочих часто носила вооруженный характер. В 1831 и в 1834 гг. вспыхнули восстания ткачей в Лионе, которые были подавлены войсками. В 1844 г. во время восстания ткачей в Силезии рабочие разгромили заводы, склады сырья и продукции. 3. Рабочее движение в Англии Рассматривая вопрос об особенностях рабочего движения в Англии, учитель предлагает учащимся вспомнить, в чем состояли особенности политического устройства Великобритании. причины зарождения рабочего движения, обращаем внимание на то, что основным политическим лозунгом партии вигов в Англии в первой половине XIX в. было требование избирательной реформы для увеличения в парламенте представительства промышленных центров. В 1832г. была проведена избирательная реформа, которая ликвидировала «гнилые местечки» (сельские районы с небольшим населением), расширила число избирателей и увеличила представительство промышленных центров. Наемные рабочие избирательных прав не получили. Созданная в 1836 г. Лондонская ассоциация рабочих выдвинула требование предоставления рабочим избирательного права. Движение чартистов
Обратимся к карикатуре «Вручение петиции чартистов» на стр. учебника. Карикатура была опубликована в одной из английских газет. На ней изображен один из популярных лидеров чартистского движения ирландский адвокат Ф. О'Коннор, передающий хартию английскому лорду. Он действительно обладал огромным ростом и крепким телосложением. Известно, что в 1842 г. 16 силачей с трудом внесли в палату общин хартию с тремя миллионами подписей. Палата приняла петицию к сведению.
|
|