РОСТ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

И ЗАРОЖДЕНИЕ РАБОЧЕГО ДВИЖЕНИЯ

В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.

Цели урока:

— подчеркнуть значение технических изобретений первой половины XIX в. для развития промышленного производства;

— показать на конкретных примерах использование парового двигателя в промышленности и на транспорте;

— указать социальные последствия промышленной революции;

— охарактеризовать положение буржуазии и рабочего класса;

— рассмотреть особенности рабочего движения в Германии и Франции;

— выявить причины и результаты чартистского движения в Англии.

Вопросы для повторения

1) Что такое промышленный переворот? Где и когда он начался?

2) Какое предприятие называется фабрикой?

отдельные операции и работу выполняют наемные рабочие, полу-чающие за свой труд заработную плату.

3) Кто и когда изобрел универсальную паровую машину? Какое значение имело это изобретение?

Ответ. Паровые машины разрабатывались одновременно несколькими изобретателями и в разных странах. Модель универсального парового двигателя предложил английский изобретатель Дж. Уатт. В 1784 г. он запатентовал паровую машину двойного действия, которая использовалась во многих странах мира в течение нескольких десятилетий. Первоначально паровой двигатель Уатта применялся на угольных шахтах и на текстильных фабриках.

4) Где и когда рабочие впервые выступили против существовавших на фабриках порядков?

Ответ. С появлением машинного производства началась борьба наемных рабочих за свои права. Первые проявления рабочего движения носили стихийный характер. Источником своих бед рабочие считали станки. Примерно с 60-х гг. XVIII в. в Англии стали происходить выступления «разрушителей машин», кото­рые считали своим предводителем некоего Неда Лудца, испор­тившего ненавистный ему станок. Эти выступления стали особенно массовыми в начале XIX в. и получили название движения луддитов.

План изучения темы

1. Новый этап промышленного развития.

2. Формирование пролетариата и рабочее движение.

3. Рабочее движение в Англии.

1. Новый этап промышленного развития

Пояснения учителя. Анализируя достижения промышленной революции первой половины XIX в., можно выделить следующие направления технического прогресса:

революция в развитии транспорта;

— появление новой отрасли — машиностроения;

— начало технического переворота в сельском хозяйстве. Рассмотрим эти направления подробнее.

 

Революция в развитии транспорта

Новые транспортные средства

Дата изобретения и его автор

Значение изобретения

Пароход

В 1807 г. изобретатель Роберт Фултон испытал первый пароход «Клермон». В 1819 г. почтовый пароход «Саванна» более чем за 20 дней пересек Атлантический океан

Плавание перестало зависеть от ветра и течения.

Выросли скорости перемещения по воде

Паровая повозка

Ричард Тревитик сконструировал паровой двигатель повышенного давления, работавший «на выхлоп». В 1801 г. он продемонстрировал первую паровую повозку. В1803 г. изобретатель проехал по улицам Лондона на большой безрель­совой паровой машине

Использовались в Лондоне для перевоз­ки пассажиров. Стали прообразом   парово­зов и автобусов

Паровоз и железная дорога

В 1814 г. Джордж Сте-фенсон создал первый паровоз, конструкция которого нашла практи­ческое применение и в дальнейшем совершен­ствовалась. В 1830 г. при его активном участии была построена первая железнодорожная ли­ния длиной 50 км, сое­динившая текстильный центр Манчестер с пор­том Ливерпуль (см. ил­люстрации на с. 83—84 учебника)

Резко возросли объе­мы и скорости грузо­вых перевозок. Желез­ные дороги связали города, расположен­ные далеко от речных и морских путей. Облег­чились экономические и торговые связи меж­ду регионами. Возрос спрос на уголь, железо и чугун, что способствовало бы­строму развитию ме­таллургии. Появилась новая отрасль — паровозо­строение

Комментарий к портрету (с. 82 учебника)

Сообщение ученика.

Роберт Фултон (1765-1815)

Великий изобретатель был сыном разорившегося американско­го фермера и окончил только начальную школу. Роберт сменил в юности много профессий, он был учеником ювелира, чертежником, живописцем. Увлекшись идеей применить паровую машину на ко­рабле, Фултон отправился в Европу. В 1803 г. он приступил в Париже на реке Сене к испытанию своего первого парохода, на который бы­ла установлена паровая машина Уатта, взятая напрокат у знакомого. Испытания оказались неудачными, и судно со всем оборудованием пошло ко дну. Спасая двигатель, Фултон сильно простудился. Не­сколько месяцев спустя изобретатель возобновил работу, и испыта­ния закончились успехом. Свое изобретение Фултон предложил На­полеону, но тот не увлекся этой идеей. Не удалось Фултону заинтересовать и английское правительство проектом подводной лодки «Наутилус». После неудач в Европе Фултон вернулся в Амери­ку и там осуществил свой план. Только за первый год эксплуатации пароход «Клермон» принес изобретателю 16 млн долл. дохода.

Комментарий к портрету (с. 83 учебника)

Сообщение ученика.

Джордж Стефенсон (1781-1848)

Джордж Стефенсон был сыном кочегара и до 18 лет не знал грамоты. Все необходимые технические и научные знания он своил самостоятельно. Работая механиком наугольном рудни-°е Стефенсон предложил своему хозяину проект паровоза, и в А^4 г. появился паровоз «Блюхер», перевозивший груз весом 30 т со скоростью 6 км/ч. Первый паровоз оказался нерента­бельным и не мог конкурировать с лошадьми. Изобретатель упорно продолжал совершенствовать его конструкцию и желез­нодорожный путь, доказал необходимость перестройки суще­ствовавших конных рельсов. Стефенсон создал несколько паро­возов, в том числе и «Ракету» для железной дороги Манчестер — Ливерпуль.

Появление машиностроения

Первые станки и механизмы мастера и механики делали вруч­ную. Возрастающая потребность в станках, машинах, двигателях привела к образованию новой отрасли, производящей станки и оборудование, — машиностроения. Сложилась система стандар­тов, обязательных требований к совместимости узлов и деталей, их качеству.

Важнейшим достижением машиностроения стало создание металлорежущих станков с механическими держателями для рез­ца _ суппортами. Около 1800 г. английский изобретатель Генри Модели сконструировал токарный станок из металла. Усовершен­ствованный станок Модели получил широкое распространение. В начале XIX в. появились также фрезерный, строгальный и кару­сельный станки.

Обратимся к иллюстрации «Паровой молот» (с. 90 учебника).

На протяжении XIX столетия в машиностроении господствовал паровой молот, имевший огромное значение в технологии изготов­ления изделий из железа. Паровые молоты достигали колоссальных размеров. Молот «Фриц» на военном заводе Крупа весил 50 т.

Начало технического переворота в сельском хозяйстве

В сельском хозяйстве технические средства внедрялись медленнее, чем в промышленности и на транспорте. В мелком крестьянском хозяйстве использовался в основном ручной труд, технические изобретения были недоступны. Первые сельскохо­зяйственные машины стали применяться в экономически разви­тых странах и преимущественно в крупных хозяйствах. Отдель­ные энтузиасты пытались подключать к паровому двигателю молотилки, мельницы, плуги (см. иллюстрацию на с. 90 учебни­ка). Во второй половине XIX в. появились первые трактора (см. иллюстрацию на с. 85 учебника).

Обратимся к иллюстрации «Лаборатория Ю. Либиха» (с. 85 учебника).

Для развития сельского хозяйства большое значение имели труды немецкого химика Юстуса Либиха. Его работа «Химия в ее приложении к земледелию и физиологии» обосновала полезность применения химических удобрений, изменила существовавшие агротехнические представления.

Подведем итоги. Страны, в которых произошел промышлен-ый переворот и появилась машиностроительная отрасль, соста­вили группу индустриальных стран. Это Англия, Франция, США, рермания. В этих странах ведущим сектором экономики стала промышленность. Промышленный переворот затронул не только производство, но и все сферы общества. Облик промышленных стран быстро менялся. Центрами деловой и политической жизни стали города, число которых быстро увеличивалось.

Для закрепления пройденного материала и перехода к сле­дующему разделу темы можно использовать следующую схему.

Две стороны промышленного переворота

ТЕХНИЧЕСКАЯ

СОЦИАЛЬНАЯ

Машинное производство. Вытеснение ручного труда. Паровая энергетика. Машиностроение. Развитие транспорта и связи. Внедрение в производство достижений науки и техники

Формирование классов

буржуазии и пролетариата.

Урбанизация (рост числа

городов).

Социальные противоречия.

Рабочее движение.

Расслоение крестьянства

2. Формирование пролетариата и рабочее движение

При изучении данного вопроса можно использовать тексты документов и иллюстрации в учебнике, которые характеризуют положение в обществе буржуазии и пролетариата. Учащиеся мо­гут самостоятельно составить небольшие рассказы об образе жизни и быте различных слоев буржуазного общества.

Пояснения учителя. С развитием промышленности в социаль­ной структуре общества происходят значительные изменения. На смену сословиям приходят классы индустриального обще­ства. Принадлежность к классам определяется не фактом рожде­ния, а родом занятий или способом получения дохода. В инду­стриальную эпоху формируются два основных класса — буржуазия и рабочий класс.

Буржуазия является организатором производства и собствен-ником фабрик, заводов, банков, железных дорог. Получая огром­ные прибыли, буржуазия становится самым обеспеченным слоем общества. В городах появляются богатые кварталы и роскошные дома с присущими им бытом и культурой (см. иллюстрации на с. 89 учебника).

На противоположном полюсе индустриального общества складывается массовый слой наемных работников — рабочих, или пролетариев. За свой труд рабочие получали заработную пла­ту. Это являлось единственным источником их доходов. Мате­риальное положение рабочих в первой половине XIX в. было тяже­лым. Продолжительность рабочего дня составляла 12—14 часов, заработной платы едва хватало на удовлетворение скудных по­требностей семьи. Рабочие кварталы располагались на окраинах городов (см. иллюстрации на с. 88 учебника). Заработная плата женщин и детей была в 2—3 раза меньше, чем у мужчин. В перио­ды экономических кризисов увеличивалось число безработных, условия найма ухудшались.

С началом промышленной эпохи борьба рабочих за улучшение своего положения стала важным фактором общественной жизни. С каждым десятилетием рабочее движение приобретало все большую организованность, его участники выдвигали не только экономические, но и политические требования. Борьба рабочих часто носила вооруженный характер. В 1831 и в 1834 гг. вспыхнули восстания ткачей в Лионе, которые были подавлены войсками. В 1844 г. во время восстания ткачей в Силезии рабочие разгромили заводы, склады сырья и продукции.

3. Рабочее движение в Англии

Рассматривая вопрос об особенностях рабочего движения в Англии, учитель предлагает учащимся вспомнить, в чем состояли особенности политического устройства Великобритании.

причины зарождения рабочего движения, обращаем внимание на то, что основным политическим ло­зунгом партии вигов в Англии в первой половине XIX в. было требование избирательной реформы для увеличения в парла­менте представительства промышленных центров. В 1832г. бы­ла проведена избирательная реформа, которая ликвидировала «гнилые местечки» (сельские районы с небольшим населени­ем), расширила число избирателей и увеличила представитель­ство промышленных центров. Наемные рабочие избирательных прав не получили. Созданная в 1836 г. Лондонская ассоциация рабочих выдвинула требование предоставления рабочим изби­рательного права.

Движение чартистов

Требования

 

1. Всеобщее избирательное право для мужчин, до­стигших 21 года и проживших в одной местности не менее шести месяцев. 2. Отмена имущественного ценза для кандидатов в депутаты парламента. 3. Равное представительство и уравнение изби­рательных округов. 4. Ежегодные выборы в парламент. 5. Вознаграждение труда депутатов. 6. Тайное голосование

 

Лидер движения

 

У. Ловетт

 

Действия

 

В 1839 г. была опубликована «Народная хартия». На митингах в поддержку хартии рабочие требова­ли улучшения условий труда и быта. Активисты чартистского движения собрали более 1,2 млн подписей в поддержку своих требований. В 1840 г. была учреждена Национальная чартист­ская организация. В 1842 г. в парламент был подан новый вариант хартии, подписанный 3,2 млн человек

 

Позиция парламента

 

Палата общин трижды отклоняла хартию. После революционных событий  в  Европе  в   1848  г. парламент принял законы об улучшении условий труда рабочих и 10-часовом рабочем дне

 

 

Обратимся к карикатуре «Вручение петиции чартистов» на стр. учебника.

Карикатура была опубликована в одной из английских газет. На ней изображен один из популярных лидеров чартистского движения ирландский адвокат Ф. О'Коннор, передающий хартию английскому лорду. Он действительно обладал огромным ростом и крепким телосложением. Известно, что в 1842 г. 16 силачей с трудом внесли в палату общин хартию с тремя миллионами подписей. Палата приняла петицию к сведению.

 

Создать бесплатный сайт с uCoz